Электронная выставка архивных документов
Государственного архива административных органов Свердловской области
Великое искусство обучать
Роль, которую играют преподаватели всех уровней системы образования в общественной жизни, критически важна для общества. В связи с этим 2023 год в нашей стране Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.
В честь Дня знаний, который отмечается 1 сентября, Государственный архив административных органов Свердловской области подготовил электронную выставку исторических документов, освещающих особенности работы учителей, педагогов, наставников и преподавателей на Урале в XX веке. Профессиональный опыт людей, переживших череду величайших мировых потрясений и при этом сумевших воспитать поколения достойных граждан, прославивших нашу страну, достоин изучения.
Электронная выставка разбита на несколько блоков. Первый охватывает период с начала XX века и до конца Гражданской войны, второй — от окончания Гражданской войны до начала Великой Отечественной войны, третий посвящен военному времени и четвертый блок — послевоенному восстановлению мирной жизни.
Приятного просмотра!
На закате Российской империи и в период революционных потрясений
Первые годы советской власти
Педагоги в годы Великой Отечественной войны
Мирное время и расцвет советской системы образования
На закате Российской империи и в период революционных потрясений
После 1905 года российское образование подверглось значительной либерализации. Правительство, с одной стороны, обеспечило некоторую самостоятельность учебных заведений, с другой стороны, стремилось расширить сеть школ различного уровня, гимназий и реальных училищ, а также высших учебных заведений.
К сожалению, этого все еще было недостаточно, и уровень образования в Российской империи продолжал оставаться относительно невысоким по сравнению с западными странами. Не хватало и учителей. Однако квалификация тех преподавателей, которыми располагала Россия на тот момент времени, был достаточно высокий. Кроме специальных педагогических институтов и высших курсов, необходимые для системы образования кадры черпались из университетов, высших технических и гуманитарных школ, классических гимназий.
Образовательная система России до начала революции сохраняла черты сословности. Преподавателями чаще всего становились выходцы из имущих слоев общества: дворянства, духовенства, мещан, купечества.
После Октябрьской революции сначала на территориях подконтрольных советскому правительству, а в конце Гражданской войны по всей стране происходит полнейшая перестройка образовательной системы. Создается Народный комиссариат просвещения в центре и система отделов народного образования на местах.
Вновь создаваемым структурам пришлось действовать в режиме острой нехватки всего: помещений, материально-технической базы, учебной литературы, а главное — преподавательского состава. Основными задачами, которые решали сотрудники наркомата, стали проблемы борьбы с безграмотностью основной массы населения — крестьян. Основным отличием учебного процесса от того, каким он был до революции, стал его светский характер. Все вопросы, связанные с религией, были выведены за пределы школ и вузов.
Похвальный лист Глазовской церковно-приходской школы, выданный К. Кузнецову за благонравие и примерные успехи.
16 ноября 1906 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 38512. Л. 26.
Аттестат выпускника реального училища города Читы C. Шумова.
1918 год.
ГААОСО. Ф. Р‑1. Оп. 2. Д. 60132. Л. 50.
Фотография выпускника реального училища города Читы C. Шумова.
1918 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 60132. Л. 51.
Фотография преподавателя начальной школы Л. Аугул (Беба).
1919 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 49624. Л. 19 об.
Свидетельство Л. Аугул (Беба) об окончании рукодельных классов при Соборной двухклассной церковно-приходской школе города Калуги и получении звания подмастерицы.
27 сентября 1917 года.
ГААОСО. Ф. Р‑1. Оп. 2. Д. 49624. Л. 15.
Копия удостоверения от Педагогического совета Екатеринбургского учительского института, выданная П. Бородину.
28 мая 1919 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 4858. Л. 210.
Выдано сие удостоверение слушателю Учительского Института Павлу Григорьевичу Бородину в том, что он, Бородин, при отличном поведении сдал зачеты по всем предметам словесно-исторического отделения, а именно:
Общие предметы: Логика. Психология. Теория воспитания и обучения. История философских учений. Политическая экономия. История педагогических учений.
Специальные предметы: Введение в науку о языке. История русского языка. История русской литературы. История всеобщей литературы. Методика русского языка. Всеобщая история. Русская история. Методика истории.
Выполнил все практические работы по русскому языку и истории. Кроме того, на первом курсе Учительского Института слушал и сдал зачеты по следующим предметам: Закон Божий, общий курс русской грамматики, теория словесности, естественная история, физическая география, физика, теория арифметики, геометрия, алгебра, рисование.
Вследствие чего он, Бородин, удостаивается звания учителя Высшего Начального училища на основании отд. у II и y III, утвержденного 25 июня 1912 г. об сих училищах, и при вступлении на означенную должность имеет пользоваться всеми правами, той должности присвоенными.
Копия удостоверения от Педагогического совета Екатеринбургского учительского института, выданная П. Бородину. 28 мая 1919 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 4858. Л. 210.
Копия удостоверения от Педагогического совета Екатеринбургского учительского института, выданная П. Бородину.
28 мая 1919 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 4858. Л. 210 об.
Следует отметить, что преподавательский состав, как и другие профессиональные группы, не был однородным. В годы революционных потрясений часть педагогов поддержала советскую власть, а другая — антисоветские правительства, в частности Верховного правителя России адмирала Колчака.
Обложка билета ученика Екатеринбургской гимназии В. Ладыгина.
28 августа 1913 года.
ГААОСО. Ф. Р‑1. Оп. 2. Д. 74809. Л. 30.
Фотография семейного портрета Л. Ладыгиной и В. Ладыгина.
18 мая 1919 года.
ГААОСО. Ф. Р‑1. Оп. 2. Д. 74809. Л. 107.
Например, учительница Ладыгина была отправлена на принудительные работы за активное участие в антибольшевистской борьбе в 1920 году.
Постановление особого отдела ВЧК при 1-й трудовой армии о применении высшей меры наказания к сознательному врагу советской власти В. Ладыгину и назначении одного года принудительных работ для его супруги Л. Ладыгиной.
24 августа 1920 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 74809. Л. 29.
Фотография военнопленного австро-венгерской армии Г. Шмаленберга.
Ноябрь 1919 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 18637. Л. 7.
Пленный офицер австро-венгерской армии, выпускник военной академии в городе Вене Георгий Шмаленберг, работавший домашним учителем в семье екатеринбургского инженера Шилиса, выбрал другой путь. С приходом в город частей Красной армии он вступил в ГубЧК с целью борьбы за мировую революцию.
Копия удостоверения, выданного Маминской временной волостной земской управой Екатеринбургского уезда сельскому учителю А. Мавровскому о его принадлежности к местной боевой дружине.
31 декабря 1918 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 6272. Л. 107.
Первые годы советской власти
В связи с острой нехваткой преподавателей к учительской деятельности стали привлекаться люди, не обладавшие высоким уровнем педагогической подготовки. Главным условием назначения на должность учителя стала лояльность того или иного претендента к советской власти. Минимум педагогической подготовки зачастую давали ускоренные курсы на базе среднего образования.
Огромное значение с начала 20-х годов XX века начинает приобретать система средних профессиональных учебных заведений, которые за относительно короткий срок должны были подготовить рабочих для промышленных предприятий.
В начале 1930-х годов, в связи с началом индустриализации и коллективизации, вызвавших обострение идеологической борьбы внутри советских правящих элит, творческие порывы преподавательского состава резко ограничиваются, в системе образования вводится стандартизация и единоначалие. Школа превращается в главный инструмент воспитания. Одновременно с этим в программу школ, техникумов, институтов и университетов возвращается ряд обществоведческих предметов. В июле 1936 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педология — популярная в раннем Советском Союзе синтетическая наука, объединяющая медицину, физиологию, биологию и собственно педагогику. Предметом этой науки было изучение ребенка и возможностей его развития. Произошел откат к дореволюционным представлениям о педагогической деятельности, когда учитель выступал в качестве непоколебимого авторитета, единственного лидера и главного наставника.
Одновременно с этим в программу школ, техникумов, институтов и университетов возвращается ряд обществоведческих предметов. На протяжении 20-х и 30-х годов XX века серьезным источником пополнения педагогических кадров стали политические эмигранты. Так, в 1940 году на Урал приехал и стал преподавать немецкий язык в школе поселка Новая Кола Моисей Дунст. До того он проживал на территории Польши и был вынужден бежать из родных мест после оккупации страны нацистской Германией.
Регистрационная карточка Екатеринбургского губотдела госполитуправления на бывшего подпоручика Русской и Белой армий С. Мышкина, делопроизводителя Губернского отдела народного образования, а затем преподавателя средней школы.
18 апреля 1923 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 23469. Л. 17.
Фотография директора Сестренской неполной средней школы В. Каменева со своими учениками.
Июнь 1936 года.
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп. 2 Д. 73. Л. 1.
Выписка из приказа по Талицкому лесному техникуму о премировании преподавателя технической механики А. Жукова 80 рублями за высокую постановку преподавания курса теоретической механики, общественную работу и проектирование водопровода для техникума.
1935 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 20633. Л. 9.
Жуков Алексей Федорович, преподаватель технической механики — активный ударник общественник. Ведет в техникуме сложнейший курс технической механики, включавшей в себя теоретическую механику, прикладную механику, сопромат и детали машин.
Несмотря на перегруженность, получившуюся из-за недостатка в преподавателях, т. Жуков так же преданно и горячо проводит занятия. Его лекции, как и всегда, — исключительно продуманы и добросовестны.
Преподавание сложного курса техмеханики высоко поставлено. Активнейший преподаватель — общественник ведет работу в драмкружках и много раз выступал перед студенчеством с докладами. Проводит беседы со студенчеством на литературные темы, принимал и принимает деятельное участие в проектировании водопровода в техникуме. Премировать 80 рублями.
Выписка из приказа по Талицкому лесному техникуму о премировании преподавателя технической механики А. Жукова 80 рублями за высокую постановку преподавания курса теоретической механики, общественную работу и проектирование водопровода для техникума. 1935 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 20633. Л. 9.
Справка о годовой учебной нагрузке преподавателя технической механики Талицкого лесного техникума А. Жукова, из которой следует, что за 1934/1935 учебный год она составила 1052 часа при плановых 960 часах.
27 февраля 1937 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 20633. Л. 10.
Фотография здания Исовского горного техникума.
Поселок Ис Свердловской области.
1934 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 61362. Л. 38.
Фотография преподавательского состава Исовского горного техникума.
Поселок Ис Свердловской области.
1935–1937 годы.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 61362. Л. 39.
Грамота о присвоении почетного звания «Ударник четвертого года пятилетки» Я. Аркатову, преподавателю кафедры организации строительных работ Строительного факультета УИИ (УПИ).
1932 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 23869. Л. 54.
Грамота «лучшему ударнику инженеру-геодезисту Якову Ивановичу Аркатову от студентов I и II курса».
1933 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 23869. Л. 55.
Студенческий билет учащейся литературного факультета СГПИ Е. Кохало.
14 сентября 1937 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 9857. Л. 20.
Студенческий билет учащейся литературного факультета СГПИ Е. Кохало.
14 сентября 1937 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 9857. Л. 20.
Поздравительный адрес учителям Павлу Григорьевичу и Лидии Константиновне Бородиным от родителей учеников.
Не ранее 1934 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 4858. Л. 232.
На протяжении 20-х и 30-х годов XX века источником пополнения педагогических кадров стали политические эмигранты. Эмилия Цеттль была вынуждена эмигрировать из Германии из-за того, что ее муж, идейный коммунист, начал подвергаться гонениям. После окончания курсов преподавателей немецкого языка в Средней Азии она стала учителем в школе города Сухой Лог.
Фотография преподавателя немецкого языка в средней школе города Сухой Лог Свердловской области Э. Цеттль.
1930-е годы.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 64548. Л. 127.
Удостоверение Э. Цеттль об окончании курсов повышения квалификации преподавателей немецкого языка в Ташкенте.
1937 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 64547. Л. 1.
Удостоверение Э. Цеттль об окончании курсов повышения квалификации преподавателей немецкого языка в Ташкенте.
1937 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 64547. Л. 1 об.
Членский билет Международной организации помощи борцам революции (МОПР), принадлежавший политическому эмигранту, преподавателю немецкого языка в средней школе города Сухой Лог Свердловской области В. Ромедеру.
9 марта 1937 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 64547. Л. 7.
Членский билет Международной организации помощи борцам революции (МОПР), принадлежавший политическому эмигранту, преподавателю немецкого языка в средней школе города Сухой Лог Свердловской области В. Ромедеру.
9 марта 1937 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 64547. Л. 8.
В 1940 году на Урал приехал и стал преподавать немецкий язык в школе поселка Новая Кола Моисей Дунст. До того он проживал на территории Польши и был вынужден бежать из родных мест после оккупации страны нацистской Германией.
Членский билет профессионального союза работников начальной и средней школы Украинской ССР на М. Дунста.
1940 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 57872. Л. 98.
Членский билет профессионального союза работников начальной и средней школы Украинской ССР на М. Дунста.
1940 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 57872. Л. 98 об.
Репрессии 1937–1938 годов стоили системе образования СССР многих ценных кадров. Например, был арестован и приговорен к 10 годам ИТЛ Николай Березов, первый заведующий кафедрой экономики, организации и планирования черной металлургии УИИ (УПИ). Впоследствии реабилитирован.
К 1934 году, когда была создана кафедра, Николай Березов был автором ряда экономических работ. Одной из самых известных стала его монография «Размещение черной металлургии СССР», содержащая подробный анализ производственных возможностей металлургических предприятий Урала.
Первая страница протокола допроса Н. Березова с анкетными данными.
1 мая 1937 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16744. Л. 37.
Выписка из протокола заседания тройки при НКВД Свердловской области с постановлением приговорить Н. Березова к 10 годам ИТЛ по обвинению в создании контрреволюционной организации и пропаганде.
1938 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16744. Л. 187.
Одним из выдающихся советских физиков был Семен Петрович Шубин. Его активная научная и преподавательская деятельность в 30-е годы XX века привела к созданию уральской школы физики. Физико-технический факультет УПИ стал одним из ведущих научных центров страны и одновременно кузницей высокопрофессиональных технических кадров, сыгравших решающую роль в индустриальной модернизации Урала.
Фотография С.П. Шубина.
1930-е годы.
Источник: сайт Кафедра теоретической физики УрГУ
http://old.ktf-usu.ru/history.html
Постановление Научно-исследовательского института физики МГУ, физической секции ученого совета МГУ и Физического комитета Наркомата просвещения о присвоении С.П. Шубину ученой степени доктора физических наук без защиты докторской диссертации.
1934 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16654. Л. 78.
Постановление Научно-исследовательского института физики МГУ, физической секции ученого совета МГУ и Физического комитета Наркомата просвещения о присвоении С.П. Шубину ученой степени доктора физических наук без защиты докторской диссертации.
1934 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16654. Л. 79.
Педагоги в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны педагогический состав многих учебных заведений продемонстрировал лучшие не только профессиональные, но и человеческие качества. Как известно, личный пример — самый эффективный способ обучения и воспитания. Многие педагоги были военнообязанными. Имеющие средне-специальное или высшие образование преподаватели пополняли ряды младшего офицерского состава. Часто занимали должности политработников в составе рот и батальонов.
На тех, кто оставался в тылу, ложилась десятикратная нагрузка. Теперь преподаватели отвечали за эвакуацию с оккупированных территорий школьников и студентов, размещение их на новом месте, организацию быта, выведение учащихся на работы для помощи заводам, транспортным предприятиям и многое другое.
При этом учебный процесс не прерывался. На протяжении всех четырех лет тяжелейшей войны образовательные заведения всех уровней и профилей продолжали действовать.
Фотография из паспорта учителя физики и математики школы в селе Старый Брод Пермского края И. Шатрова.
1941 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 31754. Л. 58.
Военный билет школьного учителя, младшего лейтенанта запаса, командира отделения корабельных электриков И. Шатрова.
1940 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 31754. Л. 59.
Военный билет школьного учителя, младшего лейтенанта запаса, командира отделения корабельных электриков И. Шатрова.
1940 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 31754. Л. 60.
Военный билет школьного учителя, младшего лейтенанта запаса, командира отделения корабельных электриков И. Шатрова.
1940 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 31754. Л. 61.
Военный билет преподавателя Сухоложского силикатно-керамического техникума, командира запаса взвода сабельного эскадрона Б. Иванова.
1937 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 76394. Л. 51.
Военный билет преподавателя Сухоложского силикатно-керамического техникума, командира запаса взвода сабельного эскадрона Б. Иванова.
1937 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 76394. Л. 52.
Военный билет преподавателя Сухоложского силикатно-керамического техникума, командира запаса взвода сабельного эскадрона Б. Иванова.
1937 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 76394. Л. 53.
О качестве преподавания и наставничества, которого достигали коллективы школ и вузов Урала, говорят и подвиги выпускников на фронтах Великой Отечественной войны. Многие молодые люди, ушедшие на фронт со школьной или студенческой скамьи, были удостоены высоких наград, в том числе звания Героя Советского Союза.
Фотография Назипа Хазипова, Героя Советского Союза.
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп. 1. Д. 73. Л. 4.
Назип Хазипов, Герой Советского Союза.
Родился 10 февраля 1924 года в деревне Еманзельга Ачитского района Свердловской области в семье крестьянина. Татарин. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Образование среднее.
В Красной армии с сентября 1942 года. Окончил Сталинградское танковое училище в 1943 году. В действующей армии с декабря 1943 года.
Командир танкового взвода 24-й гвардейской танковой бригады 5-го гвардейского механизированного корпуса 4-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта гвардии лейтенант Хазипов отличился в боях в Силезии (Германия).
24 марта 1945 года его взвод первым ворвался в населенный пункт Владен, подавил огонь трех самоходных артиллерийских установок, подбил танк, сжег бронетранспортер и уничтожил свыше роты солдат противника.
25 марта 1945 года батальон завязал бой за сильно укрепленную высоту 304,7 в трех километрах севернее населенного пункта Хохкретшам. Взвод гвардии лейтенанта Хазипова фланговым огнем уничтожил танк, штурмовое орудие и до роты гитлеровцев. Противник предпринял сильную контратаку, при отражении которой танк Хазипова был подбит, а сам он ранен. Несмотря на это, Хазипов эвакуировал тяжело раненых членов экипажа и в течение четырех часов один вел схватку с врагом. Уничтожил еще одно штурмовое орудие противника и более взвода пехоты, сражался до тех пор, пока не погиб от прямого попадания вражеского снаряда.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии лейтенанту Назипу Хазиповичу Хазипову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденами Ленина, Красной Звезды.
Похоронен на воинском кладбище в городе Кендзежин-Козле (Kędzierzyn-Koźle, Кендзежиньско-Козельский повят, Опольское воеводство, Польша). Навечно зачислен в списки воинской части. На родине установлена мемориальная доска.
Аттестат Героя Советского Союза Н. Хазипова, выпускника Азигуловской средней школы Манчажского района Свердловской области.
14 июня 1941 года.
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп. 1. Д. 73. Л. 1.
Студенческий билет участника Великой Отечественной войны, студента Свердловской консерватории В. Шахова.
1 октября 1942 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 62384. Л. 31.
Студенческий билет участника Великой Отечественной войны, студента Свердловской консерватории В. Шахова.
1 октября 1942 года.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 62384. Л. 32.
Ярким представителем той когорты преподавателей, прошедших военные годы, является Вячеслав Каменев. Учитель математики до войны, офицер разведчик во время войны и курсовой офицер Суворовского училища в конце войны и после нее.
Фотография капитана Красной армии В. Каменева.
1944 год.
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп. 2 Д. 81. Л. 1.
Фотография В. Каменева (второй ряд первый слева) с командирами Красной армии. На обороте, рукой В. Каменева надпись: «Мои друзья по оружию».
1944 год.
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп. 2 Д. 80. Л. 1.
Письмо преподавателя Суворовского училища В. Каменева о встрече Дня Победы.
9 мая 1945 года.
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп. 1 Д. 86. Л. 34.
Дежурный начинает названивать по телефону к генералу и сообщает ему новость. За стеной заворочались на койках воспитанники, послышались голоса, затопали по коридору ноги — новость полетела по спальням. Встал и оделся. Воспитанники в одном белье бегают по залу, по коридору и орут «Ура». Пропало мое задуманное торжественное преподнесение им радостной вести. Предоставил им возможность излить возбуждение. Выхожу на улицу. Слышны громкие голоса, освещенные окна раскрыты, из одного слышится «Интернационал» — завели патефон. В 6 часов прослушал радио. Воспитанники драят ботинки, пуговицы, пряжки. Внутри двора наш митинг. За решетками забора — толпа. Мальчишки набились во двор и бегают по стене. Торжественно проследовали по улице до кинотеатра. По тротуарам толпы. Под ногами грязновато. Это солнышко начинает с трудом выбираться из-за туч. Уже подгулявший кричит: «Суворовцам, будущим офицерам — Ура!» Возвращаемся в городской сад. Общегородской митинг. Жалкий сад, очевидно, никогда не видал такой толпы. Ораторы прерываются аплодисментами и «Ура». Воспитанники стараются изо всех сил. Многие женщины плачут. Одни от радости, другие от еще не забытого горя. Но вот она — всенародная, стихийная, настоящая радость, настоящее торжество!
Письмо преподавателя Суворовского училища В. Каменева о встрече Дня Победы. 9 мая 1945 года.
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп. 1 Д. 86. Л. 34-35.
Письмо преподавателя Суворовского училища В. Каменева о встрече Дня Победы.
9 мая 1945 года.
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп. 1 Д. 86. Л. 35.
Мирное время и расцвет советской системы образования
Преподаватели, прошедшие Великую Отечественную войну, были носителями уникального дара, сочетавшего в себе и требовательность к учащимся, и заботливое отношение к ним. Именно эти люди заложили основы того образования, которое считалось одним из лучших в мире. Это подтверждалось научно-техническим прогрессом Советского Союза: освоением атомной энергетики, первым полетом в космос, развитием наукоемких отраслей промышленности.
В эти годы Урал становится не только передовым техническим ядром страны, но и гуманитарным центром. В этой связи хотим вспомнить имена искусствоведа Георгия Борисовича Зайцева, доктора исторических наук Михаила Яковлевича Сюзюмова и многих других.
Особенностью системы образования на Урале стал процесс реэмиграции. Во второй половине 40-х и в 50-х годах XX века в наш регион вернулось большое количество детей представителей белой эмиграции в Китае. Эти люди, проживавшие в Шанхае, Харбине, внесли большой вклад в обучение подрастающего поколения.
Фотография офицеров-преподавателей и курсантов Свердловского суворовского училища.
1948 год.
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп. 2. Д. 87. Л. 1.
Фотография Г. Зайцева, художника Советского спортивного клуба в Шанхае, накануне возвращения в СССР.
Вторая половина 1940-х годов.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 23512. Л. 1.
Георгий Борисович Зайцев (1929–2005) — искусствовед и музеевед, профессор Уральского государственного университета, известный коллекционер.
Родился в городе Харбине (Китай). Окончил школу в Шанхае. С ноября 1945 года по август 1947 года работал художником в Советском спортивном клубе при обществе граждан СССР в городе Шанхае.
С 1948 года Георгий Зайцев проживал в Свердловске, где окончил геологический факультет и отделение истории искусств филологического факультета Уральского государственного университета имени А.М. Горького.
В 1956–1991 годы Георгий Борисович Зайцев работал в Уралгеологии (с 1958 г. — начальником геологической партии). С 1970 года Г.Б. Зайцев работал на кафедре истории искусств Уральского университета, с 1992 года — на кафедре музееведения (старшим преподавателем, доцентом, профессором). В 1978 году в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде защитил кандидатскую диссертацию на тему «Жизнь и творчество А.И. Корзухина».
Член Союза художников РСФСР (1984).
Г.Б. Зайцев был членом Екатеринбургского отделения ассоциации «Харбин» и постоянным автором газеты «Русские в Китае».
Рисунок Георгия Зайцева «Дядя Сэм — черная магия!».
1948 год.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 23512. Л. 55.
Фотография учителя начальных классов Г. Лавровой, первого педагога в Свердловской области, удостоенного звания «Заслуженный учитель СССР».
1950-е годы.
Источник: Музей МБОУ СОШ № 44 Нижний Тагил.
https://sites.google.com/site/virtualmuseum44/главная-страница/галерея-учителей/зал-памяти-народного-учителя-ссср-г-д-лавровой
Галина Даниловна Лаврова (1936–2008) связала свою жизнь с педагогикой. В 1956 году окончила Нижнетагильское педагогическое училище, в 1965 году получила диплом факультета педагогики и методики начального обучения Свердловского педагогического института. С большой отдачей и любовью вела работу по обучению детей начальных классов. Являлась наставником выпускников педагогического училища и Нижнетагильского педагогического института. В 1968 году приняла участие в III съезде Педагогического общества РСФСР, в 1978 году — делегат Всесоюзного и Всероссийского (1987) съездов учителей.
Труд Галины Даниловны отмечен многочисленными почетными грамотами и благодарностями. Имеет нагрудный знак «Отличник народного просвещения РСФСР», орден «Знак Почета».
Средней школе № 44 города Нижний Тагил в 2009 году присвоено почетное имя народного учителя СССР Лавровой Галины Даниловны, на здании школы установлена мемориальная доска.
Источник информации:
https://ntgia.ru/post/948/?ysclid=lkgjis0lvz967236681
Фотография доктора исторических наук, профессора УрГУ М. Сюзюмова.
1960-е годы.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей (СОКМ)
https://uole-museum.ru/events/mihail-syuzyumov-k-125-letiyu-so-dnya-rozhdeniya/?ysclid=lkcam6xkoc656584760
Михаил Яковлевич Сюзюмов — советский и российский историк, специалист по истории Рима и Византии. Доктор исторических наук, профессор, с 1956 по 1978 год заведующий кафедрой всеобщей истории Уральского государственного университета. Основатель Уральской школы византиноведения, один из деятелей советской филателии, основоположник тематического коллекционирования.
Родился в 1893 году в городе Ставрополе Кубанской области в семье ветеринарного врача. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Юрьевского (Тартуского) университета. После революции 1917 года Михаил Яковлевич не имел возможности официально заниматься византистикой, так как это направление науки не соответствовало установившейся в стране идеологии. Служил писарем в Красной армии. В конце Гражданской войны, оказавшись на Урале, был директором школы в Златоусте.
В 1929 году Михаил Сюзюмов переехал в Свердловск, где был назначен на должность заведующего школой № 25 Пермской железной дороги, затем стал завучем в школе железнодорожного фабрично-заводского ученичества, позже — в школе № 11.
Во время Великой Отечественной войны в Свердловск были эвакуированы архив Херсонского музея, Эрмитаж и часть кафедр Московского госуниверситета. Это позволило Михаилу Сюзюмову в 1943 году защитить кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы иконоборческого движения в Византии». В 1954 году защитил докторскую диссертацию.
С 1956 по 1978 год являлся заведующим кафедрой всеобщей истории Уральского государственного университета.
Фотография ветерана войны, кавалера ордена Красной Звезды, руководителя Клуба юного техника при заводе «Уралэлектротяжмаш» М. Бойбородина со своими воспитанниками.
1950–1960-е годы.
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп. 7. Д. 8. Л. 17.
Уважаемые учителя, педагоги и наставники!
Коллектив Государственного архива административных органов Свердловской области поздравляет вас с началом очередного учебного года!
Каждый из нас был учеником, и у каждого остался в памяти любимый учитель и наставник, благодарность к которому мы сохранили в своей душе.
Хотим поблагодарить вас за нелегкий, но очень нужный труд, за любовь и терпение к ученикам — прошлым и будущим.